О Великой среде Страстной седмицы

 

Ночь со вторника на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26:6-17). Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда первосвященники, книжники и старейшины уже решили схватить Христа хитростью и убить Его, некая жена-«грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как Он Сам объяснил ее поступок.

Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены-«грешницы», родилось в душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, намерение предать беззаконному совету своего Учителя. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена-«грешница» и порицаются сребролюбие и предательство Иуды.

Это подчеркивается, например, в стихире:

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Русский перевод:

Когда грешница приносила миро, ученик договаривался с беззаконными. Она радовалась, тратя многоценное миро, он же желал продать Бесценного. Она познавала Владыку, он отлучался от Владыки. Она освобождалась, а Иуда становился рабом врагу. Сильна леность, велико покаяние: его даруй мне, Спасе, пострадавший за нас, и спаси нас.

Описанные евангельские события становятся центром и содержанием богослужения этого дня.

Нет однозначного мнения о том, кто была эта женщина. В Евангелии от Иоанна написано, что это была праведная Мария, сестра Лазаря, которого воскресил Христос, в Евангелии от Луки — что это была блудница, раскаявшаяся в своих грехах. У евангелистов Марка и Матфея о личности этой женщины не говорится ничего. Святые Отцы писали, что помазания было два: Мария помазала Спасителя в доме Лазаря в другое время, а блудница — в доме Симона в последние дни земной жизни Спасителя.

В Великую среду после Литургии Преждеосвященных Даров священнослужители выходят на солею. Перед Царскими вратами совершаются последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина. После среды постановлено совершать эту молитву до Великой пятницы только инокам в кельях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в храмовом богослужении начинается в среду седмицы сырной и оканчивается в среду Страстную.

С этого же момента верующие прекращают совершать земные поклоны в храме до самого дня Пятидесятницы — праздника Святой Троицы. Исключение из этого правила — поклоны перед Плащаницей.

В ночь со среды на четверг Спаситель совершил с учениками последний ужин, на котором установил таинство Евхаристии.

Вечером в среду во многих храмах совершается общая исповедь. 


Тропарь, глас 8

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.

Кондак, глас 4

Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох, но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне, яко Владыка, подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя.