Преображение Христово – исполнение проповеди Моисея и пророков

По материалам: 

 

Апостольское чтение праздника Преображения начинается следующими словами: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10–11).

Что значит «делать твердым… звание и избрание»? Отвечает святитель Иларий Арльский: «Более и более старайтесь, как если бы сказал: не довольствуйтесь одним крещением» (1).

Каким образом мы можем утверждаться в «звании и избрании»? Путем исполнения заповедей Христовых. «Через добродетели, когда они присутствуют, Бог становится видим. Когда же отсутствуют, то Он невидим» (2), – комментирует тот же святой. «Свободный вход в вечное Царство Господа» происходит только через веру и исполнение заповедей. Иного пути не дано.

Идет ли здесь речь о каких-то конкретных добродетелях? Святой Беда Достопочтенный считает, что апостол Петр имеет в виду перечисленные выше ступени благочестия: веру, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь (см. 2 Пет. 1:5–7). Толкователь предполагает также, что «в этом месте Петр отсылает к Книге пророка Иезекииля (см. Иез. 40:31), где в повествовании о здании, на горе поставленном, сказано: подъем к ним – в восемь ступеней» (3).

Но послушаем, что пишет далее апостол Петр. «Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине» (2 Пет. 1:12). По сути, апостол определяет миссию всякого церковного проповедника: напоминать то, что уже известно. Увы, мы гораздо больше знаем сегодня о христианстве, чем исполняем. И наша совесть нуждается в регулярном «подталкивании» со стороны благовестников, напоминающих нам о необходимости исполнения ключевых заповедей христианства. Поэтому Петр и говорит: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете».

Читаем далее. «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне» (2 Пет. 1:13–14). Интересно, что для обозначения человеческого тела Петр употребляет греческое слово «скинома», означающее «палатка». Подобно тому как человек спит в палатке, а потом выходит из нее, так и наша душа находится в теле, а потом отделится – на время, до дня Страшного суда. 

Удивительно отношение апостола Петра к смерти как к некому переходу. У него нет никакого ужаса перед сыростью могилы, плача о потере земных радостей, но есть спокойная уверенность в том, что за гробом мы встретим любимого Христа, Который ждет нас и готовит нам место в обителях Отца Своего.

«Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1:15). Говоря о своем «отшествии», т. е. смерти, апостол употребляет слово «эксодос», которое можно перевести как «исход». Это слово связано с исходом Израиля из Египта в землю обетованную. Петр смотрит на смерть не как на конец, а как на отход в обещанный Богом покой. Таким образом нам показуется важная духовная связь между жизненным путем души христианина и шествием народа Божьего через пустыню. Недаром апостол Павел писал христианам об истории древнего Израиля: «Это были образы для нас» (1 Кор. 10:6).

Данное место также интересно тем, что здесь, возможно, Петр намекает на то, что он будет молиться о своих пасомых после своей смерти. «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память». Понять ли это место таким образом, что апостол старается проповедовать Евангелие так, чтобы его ученики помнили слова учителя даже после его смерти? Или же так, что он будет молиться о них и после своего «отшествия»? В контексте веры Церкви возможны оба варианта ответа.

Далее, наконец, начинается отрывок, в котором апостол вспоминает Преображение Христово.

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1:16–18).

Итак, если мы хотим возвестить кому-либо «силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа», мы должны стать «очевидцами Его величия», иначе наша проповедь будет напоминать «хитросплетенные басни». Но как это сделать, если мы живем в III тысячелетии со времени первого пришествия Христа и не можем видеть Его своими глазами?

Вспомним, братья и сестры, что орган зрения Бога – не глаза, но сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Человек, очищающий свое сердце ради веры в Господа и любви к Нему, со временем начинает видеть Его внутренними очами веры. И только такой христианин способен свидетельствовать о Боге твердо, убедительно, ибо его свидетельство основано на опыте. Он слышит голос Божий, доносящийся до его сердца со «святой горы» – с непостижимого горнего мира, где «в неприступном свете» (1 Тим. 6:16) живет Господь.

В заключение Петр ссылается на то, что все события евангельской истории были предсказаны пророками: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет. 1:19). Действительно, если мы исследуем текст богослужения сегодняшнего праздника, то увидим, что эти строки представляют собой прекрасное сплетение ветхозаветных пророчеств и аллегорий, указывающих на новозаветное торжество Преображения Христова. Наше богослужение – это в узел связанное время, прекрасная картина, в которой гармонично сочетаются ветхозаветные и новозаветные линии.

Мы читаем Ветхий Завет, ища и находя там Христа, и изучаем Новый Завет не только как новое откровение Бога, но и как исполнение древних пророчеств. Необходимо любить Библию как целостное Божественное откровение – как книгу, включающую в себя всю историю взаимоотношений Бога и человека. Именно так смотрела на Священное Писание Древняя Церковь, и именно в таком ключе мы понимаем сегодня праздник Преображения – как осуществление древнего в новом, как исполнение проповеди Моисея и пророков в Евангелии Господа Иисуса Христа.

С праздником, братья и сестры!

Сергей Комаров

Примечания:

1. Святитель Иларий Арльский. Толкование на 2 Пет. 1:10 
2. Святитель Иларий Арльский. Толкование на 2 Пет. 1:8 
3. Святой Беда Достопочтенный. Толкование на 2 Пет.1:11