Путем Святителя Николая Чудотворца, или Четыре причины возлюбить ближнего своего

По материалам: 

 

Его золотое сердце было наполнено любовью к Богу и к людям и милосердием – милосердием как огнем. О, таким огнем! Его сердце горело и плавилось от этого огня, устремлявшего его жертвовать собой и помогать-помогать страждущим людям – от нищих до царских воевод, от деточек малых до заключенных в Сибири в сталинские времена архимандритов, от воров и до мореплавателей.

Как же и нам, грешным, дорогие братья и сестры, научиться ТАКОЙ любви? Как же и нам научиться любить Бога и друг друга? И почему мы должны это делать? Попробуем с Божьей помощью ответить на эти и другие вопросы с помощью Священного Писания – этого вербального Гласа Божия.

Спаситель относительно любви вполне однозначен: «И один из них, законник, искушая Его, спросил говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждаются закон и пророки» (Мф. 22:35–40). Вот так называемое золотое правило морали, которое открыл Господь наш Иисус Христос ученикам в Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

Законник спрашивает: «А кто мой ближний?» (Лк. 10:29). И этот вопрос логичен в создавшейся ситуации. Действительно, каждый из нас, быть может, задает себе подобный вопрос и часто неправильно отвечает на него, деля человечество на своих и чужих, друзей-родственников, нейтральных и врагов. 

Но Спаситель в Своем великом ответе на фарисейский вопрос, названный притчей о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:30:37), говорит с предельной ясностью. Самарянин, человек, принадлежащий к народу, отклонившемуся в своей религии от истинного Бога и столетиями враждующему с евреями, спасает своего врага – еврея. Из этого следует, что в наш круг любви, в круг наших ближних следует включить и нейтральных, и врагов – все человечество. И, говоря о золотом правиле морали, ко всем людям нужно относиться не просто как к близким и друзьям, но как к самому себе. Потому что на самом деле ОН ЭТО Я. Очень простая арифметика. Почему это так, также с предельной ясностью изложено в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Рассмотрим же с Божьей помощью библейские истины…

1.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1:26).

Исходя из вышеупомянутых слов Самого Бога, каждый человек на земле является образом и подобием Божиим. Восставая на человека (весь набор грехов против ближнего – от убийства до осуждения), мы тем самым восстаем на Бога, словно бы пытаемся осквернить Его святую икону, которой есть человек. И какой бы ни был плохой человек, образ Божий в нем неуничтожим. Его можно только замутить. Так говорила святая преподобномученица Елизавета.

2.

В православии мы обращаемся друг к другу «братья и сестры». И это не  протокол дипломатической вежливости. Ведь в сущности генетически, физиологически это так и есть, потому что мы произошли от одних прародителей святых Адама и Евы. И все человечество является семьей – братьями и сестрами. И не любя друг друга, мы тем самым разрушаем свою собственную семью.

3.

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»  (1 Кор. 6:19).

И еще в одном месте того же Послания святого первоверховного апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий?» (1 Кор. 3:16).

Т. е. каждый православный христианин в Таинствах Крещения и Миропомазания получает особую благодать Божью. Он становится сосудом Святого Духа. Вспомним формулу Таинства Миропомазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Именно с этими словами помазывается крестившийся человек святым миром. Он становится храмом Бога Живого, ничем не отличающимся по святости от любого каменного храма. И совершать грех против человека – это примерно то же самое, что брать в руки динамит и идти взрывать церковь. Пословица «Бог не в бревнах, а в ребрах» имеет не только иносказательное, но и прямое, буквальное, значение.

4.

«И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27).

Апостол Павел говорит нам о том, что Церковь есть Телом Христовым. И каждый православный христианин является Его членом, частью единого организма, «пальчиком» или «глазом». Восстает ли рука на ногу или печень на желудок? Конечно, нет. Иначе организм погибнет. Только психически нездоровый человек может положить свою руку на плаху и ударить по ней топором. В здравом рассудке это и представить страшно. Но любая «война» против ближнего своего – это примерно то же, как если бы мы рубили собственную руку или выкалывали себе глаз.

Мы все тело Христово и посредством Святого Духа скреплены в единый жизнеспособный, движущийся ко спасению организм. Восставая на брата своего, мы тем самым мешаем этому организму двигаться ко спасению. Мешаем себе двигаться ко спасению.

Вот почему святой Николай так любил людей и заботился о них. Вот почему и мы должны поступать так же…

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!