Как вести себя в храме

Иллюстрация: 

Одежда

В храм надо приходить в скромной, несоблазнительной одежде. Женщинам рекомендуется минимально использовать косметику и совсем не использовать губную помаду, так как следы от нее могут оставаться на различных предметах, которые используются во время Богослужения. Не принято приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками). Женщинам необходимо покрыть голову платком, косынкой или шарфом.

Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной или неопрятной одежде.

Однако если женщина или мужчина пришли в храм в одежде броского вида (а женщина без платка), им не стоит по этой причине покидать стены храма (и уж тем более нельзя изгонять таковых!). Храм — это место, где встречаются Бог и человек и, конечно, вид одежды не может препятствовать совершению этой встречи. Однако на будущее необходимо учесть, что в данном обществе людей принято приходить на службы в соответствующей одежде.

Христианин должен всегда носить на себе нательный крест

Правила церковного этикета

Часто задают вопрос, какправильно обращаться к священнику, епископу митрополиту?..Как правильно написать письмо владыке? Как вести себя за столом, который возглавляет епископ или… Святейший Патриарх. Ответ на этот вопрос вы найдете в книге епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол». Предлагаем вам выдержки из этой книги по ссылке.

Поклонение святыням

При прикладывании (лобызании) к Святому Евангелию, святым мощам и иконам следует в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать по два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых — в ручку; к иконе нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в косу власов. Целовать святые лики (лица) не принято.

Перед посещением храма

По дороге к храму надо готовить себя к молитве: отложить на время все житейские заботы, внутренне примириться с близкими. При этом мысленно хорошо читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоем», или Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую)».

Перед богослужением

Перед входом в храм полезно выключить мобильный телефон (или перевести в режим «вибровызова»).

В храм входят и пребывают в нем тихо, с благоговением, с вниманием и готовностью помолиться Богу. Суетные и громкие разговоры в храме не допускаются.

При входе в храм надо сотворить 3 поясных поклона с крестным знамением и со словами (мысленно): «Боже, милостив буди ми, грешному (ой)», «Боже, очисти мя, грешного (ую), и помилуй мя», «Создавый мя, Господи, прости мя». При каждом входе и выходе из церкви мы всегда творим крестное знамение с поясным поклоном в сторону алтаря.

В храм лучше приходить до начала богослужения за 15-20 минут, чтобы подать поминальные записки о здравии живых и упокоении усопших, отдать пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. Со знакомыми следует здороваться молчаливым поклоном, не разговаривать с ними и не переходить с места на место во время богослужения. Если началась служба, нужно встать на определенное место и сосредоточенно слушать чтения и песнопения.

Возжигание свечей в храме — это приношение жертвы Богу. Свечи поэтому желательно приобретать только в том храме, где совершается молитва. Нельзя создавать беспорядок, протискиваясь к подсвечнику во время богослужения, чтобы поставить ее самому. При большом стечении народа свечи можно передать к подсвечнику через впереди стоящих людей.

Существует благочестивое правило приходить к Литургии натощак, даже если в этот день не причащаются.

Войдя в храм, принято прикладываться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви и совершать малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых (если в это время еще не началась служба). До начала службы свечи, которые приобретают у входа в «свечном ящике», можно поставить перед тем или иным образом, — это наша малая лепта — жертва на благоустройство Церкви.

Не следует проходить между Царскими вратами и аналоем. При проходе перед аналоем следует совершить малый поклон, осеняя себя крестным знамением.

В храме не стоит любопытствовать, рассматривать молящихся. Полезнее сосредоточенно вникать в богослужение, участвуя в общей молитве. Если слова молитв и песнопений не совсем понятны, творите про себя молитву Иисусову («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).

Опаздывая к началу службы или уходя до ее окончания, человек проявляет неуважение к Таинству. В случае крайней необходимости можно уйти, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Во время богослужения

Мужчины, по древнему обычаю, становятся в храме с правой стороны, а женщины с левой. В церкви во время богослужения полагается стоять лицом к алтарю.

Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на Великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). Но исключения делаются для болящих и особо утомленных.

Во время каждения храма и стоящих в нем людей не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю, а нужно спокойно отойти немного в сторону от стены, чтобы пропустить священнослужителя, совершающего каждение. А если кто-то замешкался или по незнанию не отошел, необходимо в вежливой форме подсказать человеку, а не тянуть его насильно в сторону.

В храме необходимо быть взаимно вежливыми и чуткими друг ко другу. Нужно помнить, что сюда стекаются люди раненые грубостью, цинизмом, кем-то опечаленные или напротив обрадованные, находящиеся в горе или переживающие ликование от чего-либо, сомневающиеся и твердо верующие и прочие, и храм, словно луч надежды для каждого из них. По возможности, надо воздерживаться от замечаний, если, конечно, нет явного хулиганства или кощунственного поведения. Важно беречь тишину храма перед службой и после нее, отдавая себе отчет в том, где мы находимся и с какой целью пришли. Нарушающему же нормы поведения допустимо делать замечания, но в деликатной форме, без раздражительности и высокомерного наставления в голосе.

Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.

Дети в храме

Необходимо приучать детей ходить в храм, давать им пример молитвы и благоговейного поведения.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Святое Причастие

Ко Святому Причащению подходят после исповеди и разрешительной молитвы священника (причащаться без исповеди разрешается детям до семи лет). Готовящиеся к Причащению обязательно должны быть накануне за вечерним Богослужением и ничего не есть и не пить, начиная с двенадцати часов ночи.

Подходить к Чаше во время Причащения нужно с великим вниманием и благоговением, а также с верою и любовью ко Христу, со скрещенными на груди руками — правая поверх левой.

После причащения Святых Тела и Крови Христовых, следует, не крестясь, осторожно поцеловать Чашу, чтобы случайно не толкнуть ее, а затем отойди к столику запить Причастие теплотой. После Причастия необходимо выслушать (или прочитать) со вниманием благодарственные молитвы.

По окончании Литургии принято подойди и приложится ко кресту, который дает верующим священник около алтаря храма. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют правую руку священнослужителя, через которую преподается благословение, но не крестятся перед этим. Выходя их храма, следует сотворить три поясных поклона с крестным знамением.

Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.

Совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением. Только тогда человек сможет согреть свое сердце, возбудить совесть, оживить иссохшую душу и просветить свой ум.